Оптимизм

Тип статьи:
Авторская

Известным примером противопоставления оптимизма и пессимизма является суждение человека о стакане, заполненном водой или другой жидкостью ровно наполовину.

Считается, что оптимист полагает, что такой стакан наполовину полон, в противоположность пессимисту, который уверен, что стакан наполовину пуст.

В философии оптимизм ассоциируется с Готфридом Лейбницем, который считал, что мы живём в «лучшем из всех возможных миров».

Научные исследования показывают, что оптимизм способствует укреплению здоровья человека, а именно:

  • мешает возникновению состояния выученной беспомощности, а, следовательно, поддерживает в постоянной готовности иммунитет;
  • способствует ведению здорового образа жизни и своевременному обращению к врачу;
  • оптимистам легче устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а наличие социальной поддержки — одно из условий сохранения хорошего здоровья.

Мартин Селигман определяет оптимизм как стиль мышления, при котором человек неудачи считает случайными и непостоянными во времени, а хорошие события — закономерными и естественными.

В противовес пессимисту, который считает неудачи делом обычным, а хорошие события — случайными, никак не связанными с его достоинствами и заслугами.

Мартин Селигман — живой классик психологии. Еще полвека назад мировую известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности — пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей. В ходе этих экспериментов, ныне описанных во всех учебниках, ученый пришел также к открытию феномена сознательного оптимизма — способности человека влиять на свое мышление и через него — на свое поведение.

Закономерным итогом его исканий стала концепция так называемой позитивной психологии, которая, по Селигману, должна быть наукой о том, что в человеке хорошо и правильно, а не о том, что в нем ненормально и дурно.

Соответственно и практическая психология должна перестать быть «починкой поломок», но сосредоточиться на стимулировании и поддержке духовного благополучия.

Техника оптимизма Альберта Эллиса

Она состоит из пяти элементов.

1 Несчастье или активирующее событие

Рассмотрите событие, которое вызвало у вас негативные или болезненные эмоции. Вы должны вспомнить момент, который случился после наступления неприятного события и перед тем, как вы отреагировали эмоциями вроде беспокойства, грусти или злости. Именно этот самый момент и нужно замечать сознательно. Он поможет перестроить ваше мышление таким образом, чтобы неприятные эмоции не проникали внутрь вас.

Пример: друг снова просит у вас деньги взаймы или снова не сдержал свое обещание.

2 Убеждения

Все мы объясняем себе, что для нас значит то или иное событие. На какой-то момент избегайте суждений вроде «хорошо» или «плохо» и просто примите ситуацию такой, какая она есть. Мы часто подвергаемся иррациональным убеждениям, которые приводят к неадекватным эмоциям. Они всегда возникают, когда нам недостает доказательств или когда мы слишком обобщаем причину или проблему.

Пример: «Ну вот, у меня ничего не получилось. У меня никогда ничего не получается».

3 Последствия

Последствия — это всегда нечто большее, чем просто результаты события. Они могут принимать поведенческие и эмоциональные формы. Мы часто наблюдаем ситуацию извне, замечая как человек с криком набрасывается на нас или повышает голос. Что еще следует рассмотреть, так это внутренние факторы: беспокойство или печаль другого человека.

Пример: сожаление, разочарование в человеке, с которым вы имеете дело или разочарование в вас.

4 Оспаривание

Мы дошли до практической части техники. Этот шаг включает сознательное оспаривание и прерывание негативной системы убеждения при помощи вдумчивого размышления и вопросов. Для начала вы должны вытащить свои подсознательные убеждения наружу, а затем войти в фазу диспута. Задайте себе шесть вопросов:

  1. Сочетается ли это убеждение с реальностью?
  2. Помогает ли вам это убеждение достичь намеченных целей?
  3. Способствуют ли эти убеждения гармоничным взаимоотношениям с другими людьми?
  4. Не приводят ли ваши убеждения к появлению паразитического мышления?
  5. Смотрятся ли ваши убеждения логичными и разумными в контексте текущей ситуации?
  6. Признайтесь честно: вредны или полезны, по большей части, ваши убеждения?

Эти вопросы способствуют процессу разделения критического мышления от дисфункционального. Важно задавать их себе всякий раз, когда мы отреагировали неправильно и понять, какой вред наносят нам некоторые убеждения. Уничтожайте реакционные мысли и научитесь мыслить продуктивно.

Например:

  • Я тоже просил деньги у своего друга раньше/я тоже нарушаю свое слово, к тому же этот поступок не говорит о том, что он меня не уважает — у него просто много проблем в семье.
  • Я ведь все равно одолжу ему деньги, так зачем переживать по этому поводу? Мое мышление негативное, мне нужно подумать о хороших сторонах своего друга.
  • Многие великие люди терпели сотни неудач, прежде чем добиться успеха. То, что у меня не получилось сейчас, не говорит о том, что так будет всегда. Нужно осваивать свои навыки, поработать над ошибками и повышать свои шансы достичь цели.
  • Мои негативные эмоции наносят вред дружбе и взаимоотношениям с другими людьми. Следует повышать свой эмоциональный интеллект и научиться управлять своими эмоциями.

5 Результаты

Отметьте для себя все положительные результаты этой техники. Когда вы проясняете ситуацию, не вовлекаете негативных эмоций и следите за своими убеждениями, то можете развивать способность создавать альтернативную линию мышления, которая базируется на правдоподобных и разумных убеждениях.

Профессиональное и личностное тестирование

Проверьте себя, узнайте, какие черты характера развиты у Вас лучше, а на какие нужно обратить внимание, чтобы развить их и стать сильнее, увереннее и счастливее.

Также, здесь можно понять, в каком состоянии Вы сейчас находитесь, как это помогает Вам или мешает.

Пройдите тест, ответив на вопросы и получите рекомендации по развитию личностных и профессиональных качеств. Все тесты можно проходить в удобное для вас время в комфортной обстановке, в Приднепровске. Тест займет около 2-х часов.

Звоните: 095-257-53-90 Сергей Борисович.
Пишите рассказы, стихи или фотографируете? Имеете отношение к Приднепровску? Вы тоже можете стать одним из авторов этого сайта! Регистрируйтесь и пишите!
05.06.2019
40

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!